Развитие малого и среднего предпринимательства

Предпринимательство - это что такое?  Чтобы понять, что такое предпринимательство, следует знать, какие социальные и экономические условия нужны для его развития. Так, ключевым столбом для его успешного существования в стране является признание частной собственности. Также государство обязано поддерживать малый и средний бизнес, чтобы его экономика развивалась и регулярно поступали в казну средства, вырученные представителями этих структур. Понятие предпринимательства Предпринимательство – это свое дело, частное предприятие, которое осуществляет производство тех или иных товаров и оказывает населению определенные услуги. Оно является залогом успешного развития рыночной экономики, в частности его малая и средняя формы. Предпринимательство, независимо от формы, представляет собой определенную деятельность субъекта (предпринимателя) и так или иначе связано с экономическими рисками для него. Главной задачей предпринимателя является не только уметь производить товар или оказывать ту или иную услугу, но и понимать, существует ли на них спрос, и обеспечивать предложение. С такой точки зрения предпринимательство – это всегда определенный риск. Такой род деятельности является универсальным, его можно осуществлять в разных сферах, которые ближе владельцу. Среди них: промышленная сфера; научная; информационная; потребительская; сервисная и другие. Какие условия для развития предпринимательства являются наиболее комфортными Стоит понимать, что предпринимательство – это целиком зависящее от государственного строя понятие. При этом наиболее успешным строем для нормального развития предпринимательской деятельности на территории государства является капитализм, где господствует, прежде всего, частная собственность и нет гегемонии государственной, как это было в Советском Союзе. Как известно, в советское время в нашей стране частная собственность и собственный бизнес не только не поощрялись, но и были уголовно наказуемыми, вследствие чего бизнес уходил в тень, а экономика все равно пришла к упадку. Успешное предпринимательство невозможно без достойной конкуренции, а также без признания частной собственности как его основы. Среди других условий, которые необходимы для нормального развития предпринимательской деятельности в государстве, можно назвать следующие: стабильность экономической ситуации в стране; льготный режим для налогов; развитая поддержка предпринимательства со стороны государства; эффективная система, позволяющая защищать интеллектуальную собственность; доступы выхода на внешние рынки для предпринимателей; доступное кредитование малого и среднего бизнеса. Что такое малый бизнес Малый бизнес или же малое предпринимательство – это предприятие, которое не претендует на лидерство в своей области и ограничивается небольшим штатом и единоличным руководителем. Однако в отдельных случаях собственников может быть двое либо вовсе бизнес является семейным, где руководитель является номинальным. Малое предпринимательство не предусматривает значительные финансовые вливания, техническое оснащение и прочие потребности сведены к минимуму, однако способность создавать спрос на свою продукцию и регулярно платить налоги в государственную казну делают малые предприятия ключевыми в формировании экономики государства. Многие малые компании имеют социальное значение и позволяют объединить социально незащищенные группы граждан, обеспечив им рабочие места, что очень важно как для показателей безработицы, так и для социальной защиты граждан. Особенности среднего бизнеса и значение для экономики страны Среднее предпринимательство от малого отличается, прежде всего, тем, что его владелец не является по совместительству главным инвестором, а находится под контролем инвесторов-акционеров компаний, выполняя исключительно управленческие функции. Кроме того, руководитель может одновременно быть и одним из акционеров компании. Естественно, что в среднем бизнесе речь идет о более крупных вложениях, чем в малом, поэтому усилия объединяются, и создается акционерное общество. Предприятия данного вида очень важны для успешного развития страны, ведь экономика и предпринимательство всегда взаимосвязаны, независимо от того, какие особенности его ведения существуют на территории того или иного государства. Естественно, что развитие малого и среднего бизнеса в разных странах имеет свои ментальные особенности и формы, а также на них влияет индустриальный уровень государства, социальные условия и другие факторы. Несомненными преимуществами работы небольших компаний являются: гибкость в принятии бизнес-решений; быстрое принятие нововведений рынка и внедрение мировых тенденций; оперативный оборот средств; высокий уровень производства и производительности труда. Виды малого и среднего предпринимательства Выбор сферы деятельности зависит от многих факторов, в частности от места, от социальных и экономических особенностей региона, уровня жизни, инфраструктуры и других факторов. Так, наиболее распространенными сферами, которыми представлен малый и средний бизнес в России, можно назвать следующие: розничная и оптовая торговля продовольственными и непродовольственными товарами широкого профиля; операции с недвижимостью; транспортные услуги (частные и корпоративные перевозки, перевозка грузов); услуги связи (например, интернет); коммунальные и персональные услуги (услуги ремонта квартир и бытовых ремонтов); строительство (частное и многоквартирное); общественное питание; сервисные услуги; услуги по присмотру за детьми (частные детские сады, центры раннего развития, биржи нянь и бебиситтеров); сфера досуга (парки аттракционов); сфера здоровья и красоты; мини-производство (одежды, продуктов питания, товаров широкого потребления); социальный бизнес. Предпринимательская деятельность в России Многие по незнанию полагают, что предпринимательство – это относительно новое явление для нашей страны, и до развала СССР такого у нас попросту не существовало, но это не так. Развитие предпринимательской деятельности в России берет начало еще от купечества, когда купцы занимались продажей тех или иных заморских товаров еще в царские времена. Кроме того, зачатки частной собственности и ведения бизнеса в Советском Союзе были отмечены в конце 1920-х годов во времена НЭПа. Однако начиная с 30-х и вплоть до 80-х годов частное предпринимательство было запрещено и каралось законом, иногда в виде наказания использовалась даже высшая мера. И только во времена «перестройки», уже в 1987 году, был принят закон, регулирующий индивидуальную трудовую деятельность, который и положил начало современному развитию предпринимательства в нашей стране. Тогда же и зародились основы предпринимательства еще на советском пространстве, которые позже позволили развиться частному бизнесу в России. Государство и бизнес Для рыночной экономики вполне естественно, когда государство считается полноценным его субъектом и имеет в собственности предприятия, которые для частных структур не являются выгодными с экономической точки зрения, но имеют то или иное стратегическое значение для страны. Такой вид деятельности - это государственное предпринимательство, которое предполагает полное финансирование тех или иных предприятий. Среди сфер, которые чаще всего попадают в данную сферу влияния, можно назвать такие: наука и техника; энергетика; оборона; связь; дороги; транспорт; экология и многое другое. При этом стоит добавить, что даже если то или иное предприятие находится под полным контролем государства, оно все равно может иметь своих акционеров, государство обладает контрольным пакетом акции компании. Кроме того, нередки случаи, когда подобные предприятия работают по концессионному принципу и сдают в аренду природные и производственные ресурсы, принадлежащие стране, на коммерческой основе. Как государство способствует развитию предпринимательства В России существует ряд законов и программ, согласно которым осуществляется государственная поддержка предпринимательства. Это и субсидирование, и кредитование, а также всевозможные региональные программы поддержки молодых бизнесменов. Среди программ поддержки бизнеса можно назвать следующие: субсидии на кредитные средства, которые были взяты на закупку оборудования для бизнеса; компенсация участия молодых предпринимателей в отраслевых выставках; субсидии на открытие инновационных бизнес-проектов; субсидии социального предпринимательства; субсидирование проектов в сфере народного промысла и ремесленничества; другие программы. Концепция развития малого и среднего бизнеса в России Отраслевое Министерство разработало специальную концепцию развития малого и среднего бизнеса на территории России, которое позволит ускорить развитие предпринимательства в стране и ее состояние экономики. Так, согласно данной концепции, РФ к 2020 году будет иметь такие показатели в этой сфере: общая доля малого и среднего бизнеса составит порядка 50% ВВП страны; их доля в количестве существующих субъектов предпринимательской деятельности увеличиться до 90%; доля малых предприятий, которые работают в сфере торговли, сократится, и усилится доля в таких сферах, как социальное предпринимательство, здравоохранение, информационные технологии, наука и прочее. Планы государства по развитию субъектов предпринимательства Как уже говорилось ранее, успешное предпринимательство – это понятие, неразрывно связанное с условиями, которые создает для него государство, и залог развития экономики страны. В планах российского правительства на пути к развитию предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса значатся следующие мероприятия: помощь в создании объектов, которые будут оказывать помощь субъектам, занимающимся подобной деятельностью; специальные программы по поддержке предпринимательства, ориентированного на экспорт товаров; микрофинансирование; развитие системы кредитования малого и среднего бизнеса; более совершенная нормативная база, которая предусматривает сокращение административных ограничений при открытии малого бизнеса; создание развитой сети бизнес-инкубаторов и многое другое. Особенности ведения бизнеса в социальной сфере Социальное предпринимательство в России – одна из наиболее развивающихся сфер бизнеса. По словам представителей фонда развития социального бизнеса, такая сфера появилась в нашей стране менее десяти лет назад, а сейчас уже существует развитая инфраструктура субъектов и есть много желающих инвестировать именно в сферу деятельности, главной задачей которой является взаимопомощь. Однако для большинства россиян подобное понятие пока малопонятно. Что же это такое, давайте разберемся. Так, социальным называют тот бизнес, который не только обеспечивает прибыль своему владельцу, но и способен решить те или иные проблемы общественного характера. Социальную работу могут осуществлять представители любой формы деятельности, включая малый и средний бизнес. Признаками данной направленности предпринимательской деятельности можно называть следующие пункты: решение тех или иных социальных проблем, например трудоустройство людей с ограниченными возможностями или оказание им тех или иных услуг; применение уникальных решений для решения общественных проблем; способность изучения рынка и обеспечение окупаемости проекта. Примеры социального бизнеса в России и в мире такие: частная клиника для малоимущих; предприятие по сбору и переработке вредных отдохов; туристическая компания для людей с ограниченными возможностями; другие проекты, которые позволяют владельцу извлекать прибыль и одновременно решать те или иные социальные проблемы, в частности утилизировать отходы и помогать малоимущим, а также людям с ограниченными возможностями. Перспективы развития бизнеса в кризисных условиях Мы узнали, что такое предпринимательство и каким образом оно взаимодействует с государственным аппаратом, также выяснили, что представляет собой малый и средний бизнес. Однако стоит отметить, что классический подход к ведению дел в кризисные времена может оказаться совершенно неэффективным, как и подбор сферы, в которой предприниматель планирует осуществлять свою деятельность. Именно поэтому в кризисные времена следует особо внимательно изучать рынок, обращать внимание на экономическое и социальное положение в государстве и заранее вычислять возможные риски, которыми может обернуться открытие своего дела. Многие ошибочно предполагают, что открывать собственный бизнес в кризис опасно, но это вовсе не так. Как и в любое другое время, на что-то будет высокий спрос, а на что-то - более низкий, и важно уметь создавать его именно на то, что теоретически может быть востребовано даже в трудные времена. Комиссионные магазины, бюджетные столовые, секонд-хенд и другие вещи – все это продукты, появившиеся на фоне кризисных ситуаций. Они являются востребованными как в кризисный период, так и во вполне благополучный. 

Статья взята с сайта https://www.syl.ru/article/188759/new_predprinimatelstvo---eto-chto-takoe-maloe-i-srednee-predprinim... Малое и среднее предпринимательство. Автор: Лидия Колотова