Развитие малого и среднего предпринимательства

  Предпринимательство - это что такое?  Чтобы понять, что такое предпринимательство, следует знать, какие социальные и экономические условия нужны для его развития. Так, ключевым столбом для его успешного существования в стране является признание частной собственности. Также государство обязано поддерживать малый и средний бизнес, чтобы его экономика развивалась, и регулярно поступали в казну средства, вырученные представителями этих структур. Предпринимательство – это свое дело, частное предприятие, которое осуществляет производство тех или иных товаров и оказывает населению определенные услуги. Оно является залогом успешного развития рыночной экономики, в частности его малая и средняя формы.

Предпринимательство, независимо от формы, представляет собой определенную деятельность субъекта (предпринимателя) и так или иначе связано с экономическими рисками для него. Главной задачей предпринимателя является не только уметь производить товар или оказывать ту или иную услугу, но и понимать, существует ли на них спрос, и обеспечивать предложение. С такой точки зрения предпринимательство – это всегда определенный риск. Такой род деятельности является универсальным, его можно осуществлять в разных сферах, которые ближе владельцу. Среди них: промышленная сфера; научная; информационная; потребительская; сервисная и другие.

Стоит понимать, что предпринимательство – это целиком зависящее от государственного строя понятие. При этом наиболее успешным строем для нормального развития предпринимательской деятельности на территории государства является капитализм, где господствует, прежде всего, частная собственность и нет гегемонии государственной, как это было в Советском Союзе. Как известно, в советское время в нашей стране частная собственность и собственный бизнес не только не поощрялись, но и были уголовно наказуемыми, вследствие чего бизнес уходил в тень, а экономика все равно пришла к упадку. Успешное предпринимательство невозможно без достойной конкуренции, а также без признания частной собственности как его основы. Среди других условий, которые необходимы для нормального развития предпринимательской деятельности в государстве, можно назвать следующие: стабильность экономической ситуации в стране; льготный режим для налогов; развитая поддержка предпринимательства со стороны государства; эффективная система, позволяющая защищать интеллектуальную собственность; доступы выхода на внешние рынки для предпринимателей; доступное кредитование малого и среднего бизнеса.

Малый бизнес — это одна из главных составляющих российского рынка. Он может оздоровить экономику, создавая необходимый средний класс, представляющий собой большую часть активного населения, задействованного в сфере экономики. Страны Запада считают, что ведущее место принадлежит именно малому бизнесу. Экономический рост в странах Запада обеспечивает МСП сектор, он занимает главенствующую позицию. Малое предпринимательство не предусматривает значительные финансовые вливания, техническое оснащение и прочие потребности сведены к минимуму, однако способность создавать спрос на свою продукцию и регулярно платить налоги в государственную казну делают малые предприятия ключевыми в формировании экономики государства

С развитием малого бизнеса уменьшается процент безработицы, повышается доходность населения, растут налоговые отчисления в бюджет, создаются оптимальные условия для научной деятельности, а также в сфере производства.

Среднее предпринимательство от малого отличается, прежде всего, тем, что его владелец не является по совместительству главным инвестором, а находится под контролем инвесторов-акционеров компаний, выполняя исключительно управленческие функции. Кроме того, руководитель может одновременно быть и одним из акционеров компании. Естественно, что в среднем бизнесе речь идет о более крупных вложениях, чем в малом, поэтому усилия объединяются, и создается акционерное общество. Предприятия данного вида очень важны для успешного развития страны, ведь экономика и предпринимательство всегда взаимосвязаны, независимо от того, какие особенности его ведения существуют на территории того или иного государства. Естественно, что развитие малого и среднего бизнеса в разных странах имеет свои ментальные особенности и формы, а также на них влияет индустриальный уровень государства, социальные условия и другие факторы. Несомненными преимуществами работы небольших компаний являются: гибкость в принятии бизнес-решений; быстрое принятие нововведений рынка и внедрение мировых тенденций; оперативный оборот средств; высокий уровень производства и производительности труда.

Выбор сферы деятельности зависит от многих факторов, в частности от места, от социальных и экономических особенностей региона, уровня жизни, инфраструктуры и других факторов. Так, наиболее распространенными сферами, которыми представлен малый и средний бизнес в России, можно назвать следующие: розничная и оптовая торговля продовольственными и непродовольственными товарами широкого профиля; операции с недвижимостью; транспортные услуги (частные и корпоративные перевозки, перевозка грузов); услуги связи (например, интернет); коммунальные и персональные услуги (услуги ремонта квартир и бытовых ремонтов); строительство (частное и многоквартирное); общественное питание; сервисные услуги; услуги по присмотру за детьми (частные детские сады, центры раннего развития, биржи нянь и бебиситтеров); сфера досуга (парки аттракционов); сфера здоровья и красоты; мини-производство (одежды, продуктов питания, товаров широкого потребления); социальный бизнес.

 Многие по незнанию полагают, что предпринимательство – это относительно новое явление для нашей страны, и до развала СССР такого у нас попросту не существовало, но это не так. Развитие предпринимательской деятельности в России берет начало еще от купечества, когда купцы занимались продажей тех или иных заморских товаров еще в царские времена. Кроме того, зачатки частной собственности и ведения бизнеса в Советском Союзе были отмечены в конце 1920-х годов во времена НЭПа. Однако начиная с 30-х и вплоть до 80-х годов частное предпринимательство было запрещено и каралось законом, иногда в виде наказания использовалась даже высшая мера. И только во времена «перестройки», уже в 1987 году, был принят закон, регулирующий индивидуальную трудовую деятельность, который и положил начало современному развитию предпринимательства в нашей стране. Тогда же и зародились основы предпринимательства еще на советском пространстве, которые позже позволили развиться частному бизнесу в России.

Для рыночной экономики вполне естественно, когда государство считается полноценным его субъектом и имеет в собственности предприятия, которые для частных структур не являются выгодными с экономической точки зрения, но имеют то или иное стратегическое значение для страны. Такой вид деятельности - это государственное предпринимательство, которое предполагает полное финансирование тех или иных предприятий. Среди сфер, которые чаще всего попадают в данную сферу влияния, можно назвать такие: наука и техника; энергетика; оборона; связь; дороги; транспорт; экология и многое другое. При этом стоит добавить, что даже если то или иное предприятие находится под полным контролем государства, оно все равно может иметь своих акционеров, государство обладает контрольным пакетом акции компании. Кроме того, нередки случаи, когда подобные предприятия работают по концессионному принципу и сдают в аренду природные и производственные ресурсы, принадлежащие стране, на коммерческой основе.

 В России существует ряд законов и программ, согласно которым осуществляется государственная поддержка предпринимательства. Это и субсидирование, и кредитование, а также всевозможные региональные программы поддержки молодых бизнесменов. Среди программ поддержки бизнеса можно назвать следующие: субсидии на кредитные средства, которые были взяты на закупку оборудования для бизнеса; компенсация участия молодых предпринимателей в отраслевых выставках; субсидии на открытие инновационных бизнес-проектов; субсидии социального предпринимательства; субсидирование проектов в сфере народного промысла и ремесленничества; другие программы.

В России вопросы развития малого бизнеса всегда были в числе основных. Их решение напрямую зависело от развития экономики. После введение ограничений против России, а также ответных санкций Западу, данная проблема стала еще острее. Под влиянием санкций образовалось множество проблем, значительная часть которых актуальна и в настоящее время, среди них:

— нехватка оборотных средств;

— падение рублевого курса (нестабильность валюты);

— падение спроса на товары;

— невозможность получения заемных денежных средств;

— сложности с поставками сырья, а также комплектующих изделий;

— снижение объемов производства предприятий;

— недоступность инвестиционных программ предприятия;

— недоступность в оснащении предприятия новой техникой, современными технологиями из-за влияния санкций.

 Эти события поставили предпринимателей в жесткие рамки и оказали огромное влияние на процесс замедления экономического роста. То есть образовалось столько проблем, что малому бизнесу без поддержки государства не выжить. Чтобы в нынешних условиях держаться на плаву, нужно внедрять антикризисные меры.

Самые востребованные из них:

— снижение расходов;

— внедрение новых технологий (энергосберегающих и ресурсосберегающих);

— оптимизация расходов компании без уменьшения объемом выпускаемых товаров;

— продажа активов непрофильного значения;

— повышение стоимости продукции;

— перепрофилирование на выпуск других товаров;

— сохранение/наращивание инвестпроектов;

— снижение производства/предоставления услуг.

Конечно, на сегодняшний день, из-за вводимых санкций, бизнес оказался в сложных условиях, но, вместе с тем, появились и новые возможности:

— импортозамещение;

— расширение рынка сбыта товаров и услуг предприятий на внутреннем рынке;

— увеличение конкурентоспособности;

— диверсификация предпринимательства;

— возможность получения новых госконтрактов;

— увеличение экспорта.

В сложившихся условиях малый и средний бизнес оказались в сложной ситуации, так как они меньше всего защищены от внешнего влияния. Государство пытается организовать адекватную поддержку (например, налоговые каникулы, предоставление субсидий, грантов и т.д). При грамотной поддержке со стороны государства МСП займет достойное место в российской экономике.

Статья взята с сайта https://onlineserviceip.ru/biznes/malyj-i-srednij-biznes-v-rossii-v-2022-godu.html